Детский сад для детей с нарушением зрения — как выбрать, чем отличается

Наш ребенок – наше все. Это выражение подтверждается в каждой мелочи. Особенно болезненным для каждого родителя являются проблемы со здоровьем у своего чада. На сегодня статистика детей с нарушениями зрения неутешительна. Однако близорукость, астигматизм – это далеко не приговор нормальному развитию малыша.
Для многих родителей слово «спецучреждение» — страшный сон. Поэтому детские сады для детей с проблемами зрения называют садами компенсирующего вида.
В этих учреждениях есть специализированные группы, которые помогают деткам развиваться полноценно с учетом их особенностей. Бояться такого сада не стоит, главное – правильный диагноз и правильно выбранная группа.
Нельзя ребенка, например, с полным отсутствием зрения помещать в одну группу со слабовидящим ребенком. Там используются совершенно разные методики образования и другие материалы.
Проблема с детским садом – это, как ни странно, серьезный момент для каждого родителя, потому что особенно в мегаполисах сады переполнены, и устроить малыша достаточно трудно. В некоторых случаях родители становятся в очередь после рождения ребенка.
Конечно, это касается и Москвы. В столице тысячи детских садов, однако компенсирующих среди них не так много. А с особенностями города, садик также надо выбирать по нескольким параметрам.
Что же делать, если офтальмолог все-таки отправил ребенка в особую группу? Главное – постараться держать себя в руках и оставить предрассудки, которые достаточно часто сопровождают матерей.
Далее не лишним будет просмотреть и выбрать необходимые учреждения в своем округе, после чего просмотреть о каждом информацию, а еще лучше – почитать отзывы. Москва – многомиллионный мегаполис, поэтому по каждому детскому саду обязательно найдется с десяток отзывов.
Важно подбирать садик по следующим параметрам относительно ребенка:
- с группой, конкретно соответствующей диагнозу малыша;
- сад с необходимым оборудованием (если предписаны определенные процедуры — тем более);
- с аналогичной возрастной группой (это очень важный момент, если разница в возрасте у маленьких детей до 5 лет больше 2-х лет, то в одной группе будет очень большое расхождение в усвоении материала, что может сказаться на психике ребенка и его восприятии себя в социальном общении);
- сад, в котором специализированный персонал. Это также очень важно. В принципе, в Москве практически во всех садах персонал подготовлен.
Выбор же относительно родительских параметров можно делать исходя из:
- Удаленности сада (лучше всего выбирать учреждение по пути или рядом с домом, или с работой). Не всегда трафик в Москве позволяет быть в нужное время, поэтому лучше подыскивать сад рядом, чтобы ребенку не пришлось долго ждать.
- Вида учреждения: сад может быть государственным либо частным. В принципе, разница, как правило, состоит в условиях пребывания малышей и стоимости ежемесячной оплаты (взноса). Поэтому лучше всего после того, как просмотрены отзывы, посетить наиболее понравившиеся и подходящие учреждения, а не выбирать исключительно по фото.
- Наличие в саду дополнительных опций (например, бассейна, спортзала и т.п.). Для детей со слабым зрением дополнительные развивающие процедуры могут быть не лишними (если они не запрещаются лечащим врачом).
- Условия пребывания ребенка. Практически в каждом саду одинаковый режим, но есть определенные особенности, присущие конкретным садам. Обычно об этом могут сказать отзывы других родителей либо сами работники сада.
- График и особенности работы. Это также важно, потому что есть учреждения с более продолжительной работой, что очень важно при относительной удаленности от дома (работы).
Еще одним важным моментом являются рекомендации врача. Например, сам офтальмолог может посоветовать определенный сад, потому что за некоторыми специалистами закрепляются определенные группы. Если в конкретном случае окажется, что участковый офтальмолог «ведет» группу, которая по основным параметрам подходит малышу, то это будет большая удача. Ребенку психологически также будет легче.
Разговор с малышом
Это самое важное, самое серьезное и самое тяжелое в родительском воспитании ребенка с определенными особенностями. Если ребенку уже 2 года и больше, лучше всего с ним поговорить, рассказать, что за заведение будет его принимать.
Лучше всего, если решите устраивать променад по детским садам, взять малыша с собой, чтобы он также почувствовал, где ему будет комфортно.
Не стоит пренебрегать мнением своего ребенка, ведь тогда можно будет избежать серьезных проблем с адаптацией крохи в садике.
Ошибка
Многие родители допускают серьезную ошибку, отдавая ребенка со слабым зрением в общие детские сады.
Ребенок из-за своей особенности может успевать меньше, чем сверстники, а это естественно, отразится на его развитии как личности.
Поэтому очень важно в такой ситуации поступать и действовать в интересах своего ребенка. Тогда можно избежать значительных проблем с воспитанием, развитием, а также мироощущением малыша.
Источник: http://ya-viju.ru/sady-detej-narushenie-zreniya
Детский сад для детей с нарушением зрения
Каждый новорожденный ребенок, принимает мир через зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. К большому сожалению, не к всем детям природа благоволит, и иногда детки рождаются с какими-то патологиями.
Детки с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их развитие и воспитание нуждается в особенностях. Правильно подобранное воспитание очень важно, так как такому ребенку нужно будет адаптироваться в садике, школе, а так же в жизни, которая будет не легкая. Что же нужно знать родителям, о развитии детей с проблемами зрения?
Перечень болезней связанных с проблемами зрения у детей
Наиболее распространенные, это функциональные, такие как:
— Катаракта (помутнение хрусталика глаза), — Косоглазие (нарушается положения глаза, при котором появляется отклонение одного или двух глаз, по очереди или взгляде прямо), читайте также «ответы офтальмолога о детском косоглазии«, — Миопия(не различение предметов на дальнем расстоянии), — Астигматизм (отсутствие фокусной точки), и другие. Если вовремя начать лечение, можно исправить состояние. — Органические нарушения, это те которые имеют отношение к структуры глаза, и других отделов системы зрения. Причинами являться аномалии глаза, заболевание сетчатки, болезнь глазного нерва.
— Фактором нарушения проблем с зрением, есть врожденные, приобретенные, наследственные.
Особенность развития и обучения для детей
Маленькие дети которые не видят, ведут знакомство с миром в большинстве случаев через слух, и осязание. Из за этого их представление о мире отличается, от детей которые видят.
В отличии от зрячих детей, незрячим приходится распознавать все по звуку, из-за этого один с самых главных аспектов воспитания, является акцентирование внимания на звуках. Для таких детей, участие врачей специалистов нужная часть воспитания.
Детям с проблемами зрения без помощи логопеда обойтись сложно, так как ребёнок в большинстве случаев не способен понимать слова, тем более если он не видит реальные объекты.
Для таких детей нужны подвижные игры, которые будут стимулировать зрение, развития правильного движения связанного с координацией, а самое главное обучение нужным навыкам. Все эти рекомендации можно получить у врача-офтальмолога, который подскажет какие именно игры и упражнения подойдут ребёнку. Таким образом вы с большой вероятностью получите успех.
Вам может быть интересно Зрение детей до года и дефекты зрения
— Научите ребенка правильной ориентации и координации. Желательно повторять упражнение и действия несколько раз, до тех пор пока не дойдёте до автоматизма.
— Покупайте игрушки не такие как для обычных детей, а берите больших размеров, что бы можно было хорошо прощупать, и не поранится. Ведь для таких детей главное трогать все на ощупь, и узнавать новое.
— Не покупайте игрушки с мелкими и очень острыми деталями, что бы ребёнок не поранил себя. Ведь мы можем все видеть, а они нет.
— Обязательно обучайте правильной ориентации в пространстве, для этого выполняйте определенные задания, и упражнения. Важно при этом объяснять ребенку что он делает и зачем.
Выбор детского садика
Самым ответственным должен быть выбор садика, при выборе сада смотрите на специализированные садики, для детей с нарушениями зрения, организацию и проведение лечебных целей для восстановления зрения, и подготовку к школе.
Для того что бы попасть в специализированный сад, нужно у вашего участкового врача педиатра, или у врача офтальмолога в которого стоите на учете, взять направление, и идти в психолого-медико-педагогическую комиссию, которая и вынесет вердикт о посещении специализированного сада.
Для ребенка с нарушением зрения, такой сад будет самым подходящим вариантом, так как в таких садах, детей в группах меньше, чем обычных садах, в обычном около 30 человек, а в специализированных 6-15 человек. И из-за этого, вашему ребенку будет намного больше внимания, и ребёнок научится именно тому что ему нужно.
Минусов в таких садиках очень мало, это то что такие садики редкость, и их мало, приходится рано утром везти ребёнка. Не меньше ответственный выбор в воспитателях у которых должно быть два образования, медицинское и педагогическое. Должны в садике быть консультации врачей, офтальмолога, логопеда, психолога.
Еще если пойдёте в обычный садик, дети скорее всего будут смеяться с такого ребёнка, а в специализированном садике нет, так как там почти все детки такие.
Вам может быть интересно Как подобрать оправу ребенку
Адаптация детей с нарушением зрения
Адаптация у детей с плохим зрением проходит немного хуже чем у детей, с нормальным. Так как меняется обстановка, люди, и не присутствуют родители, которые всегда находились раньше постоянно с ребёнком. Самое главное для родителей не паниковать, ребёнок чувствует и начинает нервничать.
— Сходите в сад вместе, пусть ребёнок немного адаптируется, потрогает игрушки, познакомится с воспитателями, нянечками.
— Первый день приведите в сад малыша на десять двадцать минут, постойте возле кабинета подождите, если ребёнок плачет и не может успокоится забирайте его домой, что бы не было психологической травмы. Если же все хорошо и он играется, можете подождать пока не наиграется.
— На второй раз оставляйте уже на дольше, примерно пару часов, даже если ребёнок плачет, пусть немного привыкает. И так по пару часов и вы привыкните. Главное такому ребёнку расписание, что бы он имел представление о том как идет день, и автоматически делал все.
В заключение
Подведем итоги, если вы решились идти в специализированный садик, вам нужно будет пойти к врачу педиатру или офтальмологу, взять направление на специальную комиссию, если она дает разрешение, то можно пойти в сад и узнать на сколько опытные и квалифицированные работники там работают, если все устраивает говорите с ребёнком что нужно начинать новую ступеньку в жизни. Тем самым вы немного подготавливаете ребёнка к взрослой жизни, многое зависит именно от вас, как вы все объясните так ребёнок поймет. Ведь дети отражение родителей.
Создайте комфортные условия для жизни, чтобы малыш знал что вы его любите не смотря на то что у него проблемы со зрением, будьте стимулом для своих детей. Никогда не зацикливайтесь на его болезни, стремитесь развивать своего ребёнка все дальше и дальше, потом когда он вырастет, скажет вам спасибо.
Читайте также: Фурацилин от конъюнктивита у взрослых и детей
Источник: http://about-vision.ru/detskie-sady-dlya-detej-s-narusheniem-zreniya/
Детский сад для детей с нарушением зрения
Таким детям необходима помощь посторонних людей, даже в обычных повседневных делах. Поэтому для таких пациентов разработаны специальные детские сады с индивидуальной лечебной методикой.
Заболевания зрения у детей
Существует определенный список заболеваний, по которым ребенка могут принять в специализированный детский сад, направленный на коррекцию офтальмологических нарушений:
- катаракта – помутнение хрусталика;
- косоглазие – нарушение расположения глазного яблока в глазнице, вследствие чего может снижаться функция одного или обоих глаз;
- миопия – снижение функции зрения, когда ребенок хорошо видит вблизи, но плохо вдалеке;
- астигматизм – нарушение параметров глазного яблока, из-за которых пациент неправильно воспринимает форму окружающих объектов, дополнительно снижается функция зрения;
- патологии сетчатки, зрительного нерва (повреждение, отслоение, нарушение развития, разрыв);
- помутнение преломляющих сред.
Такие заболевания могут быть врожденными или приобретенными. К какой именно разновидности относится эта болезнь, неважно. У ребенка резко снижается функция зрения и способность распознавать окружающие предметы. Поэтому ему необходимо ежедневное лечение, которое существует в специализированных детских садах.
Отличия специализированного детского сада от стандартного
В специализированных детских садах проходит индивидуальная программа обучения для детей, у которых снижена функция зрения. Ежедневно для них проводят занятия по улучшению качества слуха и зрения.
В специализированных садах находятся игрушки, которые лишены острых краев, так как ребенок со сниженным зрением может не разглядеть их параметры. Такие игрушки должны быть крупными, чтобы все смогли рассмотреть и выбрать их.
Сады оснащены специализированным офтальмологическим оборудованием, при помощи которого можно ежедневно проходить необходимые оздоровительные процедуры, что не всегда могут позволить себе родители в домашних условиях. Например, в них может находиться синоптофор, который может стимулировать работу глазодвигательных мышц, чтобы устранить косоглазие.
В специализированных детских садах содержатся небольшие группы. Максимально в группы набирают 15 человек, не более. В обычных садах находится от 30 человек.
В детском саду находится множество врачей различных специальностей. Это может быть офтальмолог, логопед, невролог, психолог. Все они осматривают детей, назначают индивидуальную программу для прохождения курса лечения.
Выбор детского сада для детей с нарушением зрения
При выборе детского сада для ребенка, у которого нарушена функция зрения, родителям необходимо придерживаться следующих пунктов:
- наличие минимального количества детей в группе;
- удаленность от дома, не каждый человек сможет доставить ребенка на другой конец города, а затем поехать на работу;
- индивидуальный подход, занятия с ребенком, распорядок дня;
- качество питания, так как детям с нарушением функции зрения необходимо получать все питательные вещества, которые будут стимулировать метаболизм и регенерацию тканей не только глаз, но и всего организма в целом;
- оснащенность специализированной аппаратурой, например, если у ребенка наблюдается косоглазие, в учреждении обязательно должны содержаться устройства, которые будут стимулировать работу глазодвигательных мышц;
- наличие медицинских сотрудников, которые должны ежедневно осматривать детей на предмет вирусных и инфекционных заболеваний, проводят ежедневные процедуры;
- наличие физиотерапевтического оборудования, которое стимулирует работу органов зрения, улучшает качество поступления крови к тканям и скорость метаболизма;
- наличие специализированного оборудования, которым можно не только лечить, но и проверять функцию зрения в процессе терапии;
- профессионализм сотрудников, которые постоянно будут окружать ребенка.
Перед выбором детского учреждения можно обратиться к заведующей с целью просмотра территории детского сада, а также качества и оснащенности группы. Детские площадки в таких учреждениях должны быть хорошо оборудованы, там не должны содержаться игрушки, качели, горки, на которых может пораниться плохо видящий ребенок.
Адаптация поведения детей с патологиями зрения
Абсолютно все дети при попадании в детский сад проходят адаптационный период. Он может наблюдаться от нескольких дней до месяца. В это время ребенок становится плаксивым, часто не отходит от родителей. По утрам он может сильно плакать, не хотеть идти в детский сад, даже если ему там нравится.
Именно поэтому необходимо приучать ребенка посещать детский сад постепенно. Начинают посещение от 1 до 2 часов. Постепенно это время увеличивают. Не все дети сразу могут оставаться на сон в учреждении. Для них это является сильным стрессом. Необходимо дождаться, когда ребенку понравится посещать садик, только затем оставлять его там спать.
При начальном посещении сада рекомендуется кормить ребенка с утра завтраком, так как многие дети отказываются от еды из-за сильного стресса. В последствии можно не давать ребенку завтрак с утра, если он сам захочет есть вместе с другими детьми.
Адаптационный период также зависит от поведения родителей. Они должны быть сдержанными, не ругать ребенка, если он сильно плачет. Необходимо проводить с ним как можно больше времени, чтобы он понимал, что его любят.
Для детей, которые только начали проходить адаптационный период лечебных манипуляций не проводят. Это связано с тем, что ребенок может испугаться, начать сильно плакать вплоть до истерики, если без участия родителей начнутся какие-либо лечебные действия. Поэтому рекомендуется соглашаться на проведение лечения только через 6 месяцев после начала хождения в садик.
Если адаптационный период прошел успешно, ребенок постепенно перестает плакать по утрам. Ему начинает нравиться общаться с другими детьми. Наиболее благоприятным возрастом является 3,5-4 года. Именно в этом возрасте у детей образует коммуникабельность, их интересуют окружающие люди.
Источник: https://proglazki.ru/interesnoe/detskij-sad-dlya-detej-s-narusheniem-zreniya/
Как выбрать детский сад? — как выбрать детский сад для ребенка
В последние годы в системе дошкольного образования произошли большие изменения.
Если раньше абсолютно все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду», то сейчас рассказы двух соседей по детской площадке о детском саде могут различаться, как небо и земля.
И для того, чтобы ваш ребенок оказался в числе тех, кто идет в детский сад, как на праздник, вы должны позаботиться о том, чтобы выбрать самое лучшее и самое подходящее именно для него.
Классификация детских садов по направленности
Детский сад – наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей. Детские сады отличаются разными образовательными программами.
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением какого-либо направления или направлений развития воспитанников – физического, интеллектуального, художественно-эстетического.
Детский сад присмотра и оздоровления функционирует с акцентом на санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия и процедуры.
Центр развития ребенка оснащен игровым и физкультурно-оздоровительным комплексами, изостудией, компьютерным классом, детским театром, бассейном. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми – осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция, а акцент делается на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие.
Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных, а также в разном сочетании.
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции.
В эти детские сады берут детей с различными патологиями, например, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушениями речи, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, часто болеющих детей.
Работают в таких детских садах медики высокой квалификации, а для детей создаются особые условия – иногда диетическое питание, бассейны, сауны, массажные кабинеты, маленькое количество детей в группах. В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой.
При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.
- Типы детских садов
- МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
- Категории граждан, имеющие льготы при определении детей в дошкольное образовательное учреждение
- Первоочередное право:
- Внеочередное право:
- Если вы выбираете муниципальный детский сад
- Льготы по оплате установлены в следующих случаях:
- От платы за содержание детей в детсадах освобождаются:
- Плюсы муниципального детского сада
- Минусы муниципального детского сада
- ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
- Плюсы ведомственного детского сада
- Минусы ведомственного сада
- Если вы выбираете ведомственный детский сад
- ЧАСТНЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
- Плюсы частного детского сада
- Минус частного детского сада – высокая стоимость обучения.
- ДОМАШНИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
- Плюсы домашнего детского сада
- Минусы домашнего детского сада
- Если вы выбираете частный или домашний детский сад
- ЕСЛИ ВЫБОР ДЕТСКОГО САДА СДЕЛАН
- Перечень вопросов, которые стоит задать администрации при выборе детского сада любого типа
Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/school/1691358
Консультация: Особенности построения предметно-развевающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения | Социальная сеть работников образования
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного возраста.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-компенсаторного преодоления имеющихся проблем в развитии детей.
В зависимости от типа и видов детского учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, развивающая предметная среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.
Для детей с нарушением зрения в г.о. Химки функционирует детский сад компенсирующего вида № 45. Это уникальное учреждение, где многое предусмотрено для лечения, воспитания и обучения детей с нарушением зрения, его посещают дети от 3 до 7 лет.
- Здесь работают влюбленные в свое дело педагоги, которых объединяет одно общее желание: понять и обучить ребенка с патологией зрения, не навязывая ему своей воли, помочь ему осознать себя как здоровую личность.
- Весь педагогический коллектив пытается максимально приблизить атмосферу детского сада к домашней, не только создавая уют в группах, залах и кабинетах но, прежде всего, создавая душевный комфорт и уют в сердцах взрослых и детей.
- Наши педагоги и воспитатели — квалифицированные специалисты, мастера своего дела, имеющие высшее и среднее специальное образование, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, а главное — любящие детей.
Главное для нашего коллектива – это воспитание здоровой личности и индивидуальный подход к каждому воспитаннику. К началу школьного обучения у наших выпускников сформировано ценностное отношение к своему здоровью и конкретно к своему зрительному дефекту.
Основной целью нашего детского сада является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением зрения, формирование его позитивных личностных качеств.
Нам очень важно, чтобы дети жили в условиях, максимально приближенных к домашним, и каждый ребенок чувствовал, что его здесь любят, ждут, понимают и принимают. Предметом особой заботы педагога является формирование здорового психологического климата, нравственной атмосферы, проявленной заботы друг о друге, оказание своевременной помощи каждому ребенку и семье.
Читайте также: Мирамистин для промывания глаз у ребенка
Вся коррекционно-воспитательная работа в ДОУ осуществляется под руководством учителя-дефектолога и тесной взаимосвязи с другими специалистами. Центральное место во всех педагогических мероприятиях занимает ребенок.
Причем он – не средство, не цель, не объект педагогического воздействия, он личность со своими природными задатками, а благополучие его развития возможно лишь при определенных условиях.
Таким образом, главное в воспитании – создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Развивающая среда нашего детского сада предусматривает условия для физического воспитания и оздоровления, коррекции недостатков зрительных функций, речевого и психического развития, воспитательно-образовательной работы.
Предметная среда раскрывает свои возможности ребенку, обеспечивает его творческое развитие, благодаря общению с взрослыми в этой среде. Педагог и ребенок должны действовать вместе и ощущать комфорт и расположение к окружающему.
Поэтому для обеспечения эффективной работы необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность педагогов, побуждать их к творческой деятельности, регулярно осуществлять мониторинг педагогического процесса.
Для формирования личности и устранения имеющихся у детей проблем, связанных с сенсорной недостаточностью, необходимы определенные условия.
Ребенку с нарушением зрения необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений.
В некоторых случаях требуется наличие специальных приспособлений, адаптированных к условиям и зрительным возможностям развития детей.
- При подборе материала необходимо помнить о специфических задачах, направленных на решение проблемы недостаточности образного мышления, на преодоление сложностей предметно-практической деятельности и преодоление трудностей общения с окружающими людьми.
- Специальными необходимыми условиями, компенсирующего ДОУ, являются:
- — создание психологического комфорта;
- — специальная организация коррекционно-педагогического процесса;
- — создание материально-технических условий для проведения коррекционно-развивающей работы: кабинетов специалистов, специально оборудованных зон и помещений; уголков с развивающими играми и пособиями для проведения «коррекционного часа» и др.
- — организация ПМПК;
- — наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, дидактическими пособиями, атрибутами и игрушками.
- В нашем ДОУ создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется.
- На фоне общего улучшения интерьера помещений детского сада, подхода к размещению оборудования в группах отчетливо прослеживается содержательная часть оснащения, направленная на улучшение зрительных функций детей в соответствии с их возрастом и особенностями развития.
- Большое внимание уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада:
- · специальные зрительные ориентиры;
- · сигнальные пятна на скамейках, шведской стенке в спортивном зале;
- · в специальных коррекционных уголках в группах обязательным предметом являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом;
· в групповых комнатах и кабинетах специалистов схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному и метки на стекле по Аветисову. В каждом учебном году педагоги пополнили группы и кабинеты новыми коррекционно-развивающими пособиями, изготовленными своими силами для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза
· для восприятия дидактического материала в режиме движения используем кресты-вертушки, горки-волны, зрительные лабиринты;
· использование с детьми с нарушением речи и зрения компьютерных программ для лечения, диагностики и коррекции;
· специальные игры для развития и тренировки зрения и т.п.
Медицинское обслуживание детского сада нацелено на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Режим дня носит щадящий и лечебно-педагогический характер. По показаниям врача-офтальмолога детям назначается офтальмологическое лечение, которое проводит сестра-ортоптистка, В ДОУ мы уделяем должное внимание созданию лечебно-профилактической базы.
Физкультурный зал отвечает новым педагогическим требованиям.
Инструктор по физическому воспитанию располагает данными медицинских осмотров, периодически консультируется с врачом–офтальмологом и учителем-дефектологом, учитывает зрительные и физические возможности каждого ребенка на занятии, дифференцированно планирует физическую нагрузку.
Физическое воспитание сопутствует всему учебно-воспитательному процессу и пронизывает жизнь ребенка. Наряду с традиционными спортивными пособиями используется современное оборудование: массажные мячи разных размеров, мячи прыгуны, электромассажные водные ванночки и т.д. а также авторские пособия, разработанные самим инструктором.
Кабинет тифлопедагога — очень специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны — это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям офтальмоэргономики развивающейся детской деятельности.
Именно кабинет без всяких цифр и отчетов может рассказать о методах и приемах, эффективности работы специалиста и даже об уровне его профессиональной компетентности. Его назначение-организация и проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Вся работа учителя-дефектолога направлена на обеспечение условий успешного выполнения коррекционной образовательной программы и высокого методического уровня проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми и их результативности.
На сегодняшний день опыт работы нашего учреждения может быть рекомендован как наиболее целесообразный и результативный по содержанию работы с дошкольниками с нарушением зрения.
Коллектив детского сада находится в постоянном творческом поиске. Целенаправленная поисковая деятельность педагогических работников способствует позитивному преобразованию учебно-воспитательного процесса, мы имеем опыт работы в разнообразных направлениях деятельности.
Учитель–дефектолог и учитель- логопед внедряют в коррекционную работу инновационные практики по теме «Использование компьютерных технологий для развития детей с нарушением зрения», ими разработаны новые дидактические игры по развитию зрительного восприятия,ориентировки в пространстве, речи, зрительные гимнастики, презентации к занятиям. Сестра-ортоптистка также используют компьютерные технологии в лечении зрительных патологий.
Успешное развитие игровой деятельности детей с нарушениями зрения в значительной степени зависит от правильной организации. Игровая деятельность является важнейшим звеном всего коррекционно-воспитательного процесса. Большое значение в обучении игре имеет устройство игрового уголка.
В каждой группе нами была продумана целесообразная и рациональная расстановка детской мебели с выделением различных зон и уголков.
Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
Формируя предметную среду групп, спален, исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с нарушениями зрения.
Известно, что предоставить детям разнообразные материалы и создать интерьер недостаточно. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Поэтому деятельность педагогов по обогащению среды, чаще всего, происходит на глазах у детей и с их посильным участием: украшаются группы к праздникам, готовятся к конкурсам, к ярмаркам.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Мы максимально используем имеющую среду, организуя посещения детьми других групп, кабинетов. В методическом кабинете богатая видеотека детских фильмов и там же просматриваются фильмы с участием детей (утренники, спортивные праздники, конкурсы).
Наши педагоги приложили немало усилий для создания предметно-развивающей среды.
Для того, чтобы предметная среда не утомляла, была по — домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается руками педагогов — никто не остается равнодушным.
Мы окончательно убедились в том, что предметно-развивающая среда детства – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка с нарушением зрения.
Сколько бы ни обсуждали важность создания развивающей предметной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок с нарушением зрения её освоить.
Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/04/04/osobennosti-postroeniya-predmetno"-razvevayushchey
«Особенности работы детского сада для детей с нарушением зрения»
Консультация для родителей
«Особенности работы детского сада для детей с нарушением зрения»Цель: познакомить родителей со спецификой работы коррекционной группы для детей с нарушениями зрения. Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома.
Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все это может вызвать страх у маленького человека. Ребенок с нарушением зрения находится в более тяжелых условиях, так как плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей. Именно поэтому, адаптационная работа с детьми, имеющими нарушение зрения, начинается со знакомства с зонами группы: приемная, туалет, игровые зоны.
Рассказ об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы поможет ребенку в преодолении страха незнакомого пространства. Желательно проводить эту работу в игровой форме. В педагогической работе со слабовидящими детьми необходимо учитывать состояние функций зрительного анализатора, возможность формирования зрительных функций педагогическими методами.
В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и размера стимула дает хорошие результаты в повышении возможностей зрительных функций.
По рекомендации врачаофтальмолога, в зависимости от периода восстановительного лечения, педагог проводит с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнения зрительных функций.
В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врач-офтальмолог предлагает проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, игры с мозаикой. Для активизации зрения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек.
Например, игры с карманным фонарем: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажигается», «Проследи за огоньками» «Сосчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?». Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. В таких заданиях активно упражняется зрение.
И это способствует лечебно-оздоровительному процессу В период ортоптического лечения косоглазия с детьми дошкольного возраста используются такие упражнения, как накладывание одного изображение на другое. Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений.
Даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений и дети должны наложить их на нарисованные изображения. Зная зрительные возможности детей, педагог может целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей закрепляя результаты лечебновосстановительной работы.
Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, дидактический материал, которые педагог использует на занятиях. Они должны быть лаконичными, знакомыми детям; яркими, контрастными и насыщенными. Показ наглядных пособий следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснениям, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и направленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым.
Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте. Актуальность проблемы ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понять уже в дошкольном возрасте значимость зрения для жизни человека.
Для чего нужны человеку глаза? Педагоги помогают решить этот вопрос детям на занятиях, используя дидактические игры, на прогулках, в повседневной деятельности. В процессе работы дошкольники осознают, что весь окружающий мир: людей, природу, предметы можно увидеть. Зрение позволяет любоваться палитрой красок, удивляться разнообразию форм, различать размер и положение предметов.
Читайте также: Портят ли линзы глаза - влияние на зрение
Нормально видящие дошкольники познают окружающий мир в повседневной деятельности. Общаясь со взрослыми дети научаются выделять сенсорные эталоны из объектов окружающего мира и для этого не требуется специально организованных занятий. Дети со зрительной глазной патологией видят мир искаженно, соответственно характеру своего заболевания.
Самостоятельное выделение свойств и качеств предметов у них затруднено. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой. Решать эти проблемы – функциональная обязанность педагога.
Вся система коррекционной работы направлена на развитие зрительного восприятия, на формирование у детей навыков зрительного обследования. Дошкольники учатся выделять цвет, форму, величину предмета; анализируют его строение; определяют с помощью зрения, из чего предмет сделан, для чего он нужен и т.д. У детей формируется система предметных представлений.
В работе используют дидактические игры и упражнения: — предметное лото — чудесный мешочек, — найди пару по цвету (форме, величине); по двум (трем) признакам, — чем похожи (различаются) предметы, — мозаики, — наложите одно изображение на другое, — соедини два изображения в одно, — подбери к контурному изображению силуэт — и тому подобные.
С помощью зрения дети ориентируются в своем теле, в большом и малом пространстве. Без сформированных навыков ориентировки не возможно эффективное и объективное познание окружающего мира. Определять положение предмета относительно себя, другого предмета педагог учит воспитанников на коррекционных занятиях.
В работе используют дидактические игры и упражнения: — погладь левой рукой левое колено, — назови своего соседа справа, — принеси игрушку, которая стоит справа на полке, — что к тебе ближе дерево или куст, — графические диктанты, — обведи контур, — штриховки — и тому подобное. Значимость зрения проявляется в контролирующей функции.
Зрительный контроль за выполнением действий проявляется даже в случаях грубой глазной патологии. Научить правильно, без лишней нагрузки использовать глаза – задача педагога и родителей детей дошкольного возраста. Известен тот факт, что рациональное автоматизированное действие не требует постоянного зрительного контроля.
Следовательно, формирование предметных действий с раннего возраста позволяет снять или снизить зрительное напряжение. В работе используют дидактические игры и упражнения: — нарисуй домик с открытыми глазами, а теперь с закрытыми; какой красивее? — пройди между столами с открытыми глазами, а теперь с закрытыми; когда легче? — И тому подобное.
При обучении дошкольников важен момент проговаривания. В процессе выполнения всех упражнений педагог предлагает детям последовательно и четко описать свои действия. Оречевление действия позволяет уточнить последовательность операций, запомнить ее, понять при каких приемах результат достигается быстрее и лучше.
Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а даваемые ими словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися. Таким способом у ребенка формируется осознанное отношение к своим действиям, самостоятельность.
В дошкольном детстве человек получает первые навыки общения, учится соотносить себя с другими людьми. Важное место в этом процессе также отводится зрительному восприятию. Как выглядит собеседник, как относится к тебе, что чувствует. Все это можно узнать, внимательно посмотрев на человека. Педагог учит детей узнавать и изображать различные эмоции и состояния человека.
В работе используют дидактические игры и упражнения: — Какое настроение у гнома, — Подбери выражение лица к ситуации, — Психогимнастика, — Дорисуй, — И тому подобные. Результатом целенаправленной работы становится осознание детьми роли зрения, важности заботы об органе зрения, значения соблюдения гигиенических правил для сохранения функций глаз.
ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Чистота – залог здоровья. Данное высказывание верно и для здоровья глаз. Тщательное промывание глаз позволяет предотвратить различные инфекционные заболевания. Очки – окно в мир для ребенка со зрительной глазной патологией.
Чистота стекол чрезвычайно важна для адекватного формирования представлений об окружающем мире. Старший дошкольник может и должен самостоятельно следить и поддерживать чистоту очков. У дошкольников формируют осознанное отношение к зрительной работе. Для сохранения зрительных функций необходимо соблюдать требования к рабочему пространству: — Уменьшить нагрузку на глаза.
Недопустимо рассматривание иллюстраций, чтение книг, выполнение графических заданий и т.п. при плохом освещении, лежа. Во время занятий расстояние от книги должно быть не менее 30-35 см. Оно примерно равно дли-не руки от локтя до кончиков пальцев. — Дома для занятий должно быть отведено светлое место у окна.
— В вечернее время суток следует пользоваться лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Поставить ее нужно так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. — Телевизор смотреть не более 2-3 часов в неделю в дни наименьшей зрительной нагрузки. Продолжительность просмотра не должна превышать 60 минут.
Экран телевизора должен находиться на расстоянии 2-3 метра. — Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т.п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности. — Нельзя допускать прямое попадание солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения. — Следует соблюдать правильную позу при выполнении графических работ, дидактических упражнений, рассматривании картинок и чтении книг сидя за столом. — Обязательно следует соблюдать режим чередования зрительной работы с расслаблением зрения. Перечисленные требования необходимо соблюдать не только детям с нарушением зрения, но и нормально видящим дошкольникам и школьникам. Выполнение этих правил является гарантией сохранения и улучшения зрительных функций.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для развития и укрепления мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения. Они укрепляют глазные мышцы, снимают с них напряжение.
Глаза получают возможность свободно двигаться, так как тренируются мышцы, управляющие движениями глаз. Упражнения активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление. Гимнастика для глаз важна всем детям дошкольного возраста. Вот несколько очень простых упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы.
Выполнять их следует примерно в течение 5-6 минут: 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд. 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (8-10 раз). 3. Посмотреть на кончик носа, потом вдаль, затем снова на кончик носа и потом снова вдаль (8-10 раз).
Развивая глазодвигательные мышцы, предупреждают развитие патологии рефракции в младшем школьном возрасте. Известен тот факт, что, систематически проводя зрительную релаксацию, соблюдая зрительный режим и выполняя гимнастику для глаз, улучшаются все зрительные функции.
Особенно значима эта работа для детей с функциональными расстройствами органа зрения (при амблиопии и косоглазии). Так как в период плеоптического лечения, составной частью которого является окклюзия, ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым.
Повышается зрительная нагрузка, возрастают эмоциональное и психическое напряжение. И, как следствие, общее психофизическое утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. Восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами.
Интерес ребенка к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, работоспособность падает. Для оптимизации учебного процесса каждые 7 — 10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Эффективен такой отдых для всех дошкольников.
Для этого требуется 2 — 3-минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений. Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий: коррекционных, общеобразовательных, по физической культуре в форме физкультминуток.
Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз. Эффективно применять упражнение «Тренировка на оконное стекло».
Стоять у окна, смотреть напряженно на черный кружок диаметром 3 мм, наклеенный на оконное стекло на уровне глаз, в течение 10 сек. Затем расслабленно посмотреть вдаль (10 сек). И так по 2-4-7 минут ежедневно (1 раз в день), постепенно увеличивая нагрузку. Данное упражнение для детей дошкольного возраста можно видоизменять, наклеивая на стекло предметные картинки.
Например: «Посмотри, на стекло села бабочка! Рассмотри ее», или «Какой красивый цветок рас-цвел! Давай им полюбуемся!». Придание эмоциональной окраски упражнению снимает напряжение, повышает интерес к выполнению действия. Из известной системы упражнений для глаз могут быть отобраны упражнения, которые можно применять с детьми при косоглазии и амблиопии.
Трудные упражнения для понимания и выполнения следует исключить, некоторые переработать применительно к детям дошкольного возраста.
Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения — сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве. Вот некоторые из них: I.
Глаза вправо отведу, На соседа посмотрю. Повернусь теперь я прямо И закрою их руками. II. Взгляд налево отведу — Шарик красный я найду. Теперь вправо посмотрю — Глазами шарик поищу. III. Подниму глаза я кверху, Отыщу цветную ленту, Потом снова опущу И на метку посмотрю. IV. Раз — налево, два — направо, Три — наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. V. Девочки и мальчики Колпачки на пальчики Ловко надевают. Колпачки играют — Глаза их догоняют. Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом. Система работы по формированию осознанного отношения к зри-тельной работе помогает предотвратить развитие патологии рефракции в младшем школьном возрасте или сохранить и улучшить зрительные функции у детей с амблиопией и косоглазием.
Список литературы
1.Т.Б.Епифанцева, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилева, И.Г. Соловьева, Т.В. Титкова.- Настольная книга педагога — дефектолога. — Ростов — на — Дону, «Феникс» 2008 2. Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова Н. Б., Трофимова Т. Ф. Пушкина Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005 3. В.А. Феоктистова. — Развитие навыков общения у слабовидящих детей.- Санк-Петербург, «Речь»200
Источник: https://infourok.ru/osobennosti-raboti-detskogo-sada-dlya-detey-s-narusheniem-zreniya-3851960