Глазодвигательные упражнения — список лучших

- Обратная связь
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
- Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
- Как определить диапазон голоса — ваш вокал
- Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
- Целительная привычка
- Как самому избавиться от обидчивости
- Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
- Тренинг уверенности в себе
- Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
- Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
- Как научиться брать на себя ответственность
- Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
- Световозвращающие элементы на детской одежде
- Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
- Как слышать голос Бога
- Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
- Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
- Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.- СЕНСОСОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ.
Нейропсихология — это наука о мозговой организации психической деятельности. Ее ответвлением является нейропсихология детского возраста, которая изучает формирование мозговой организации психических процессов (мышления, памяти, внимания, эмоций). Внешними показателями работы мозга являются речь и поведение.
Нейропсихолог —специалист, который в своей работе учитывает, что успешность человека обусловлена качеством протекания мозговых процессов.
Психическая функция —психический процесс (движение, внимание, мышление, память, речь и т.д.).
- Когнитивный процесс— инструмент интеллекта, способ приобретения, обработки и хранения информации (внимание, память, мышление).
- Онтогенез— индивидуальное развитие организма.
- Фактор —принцип работы зоны головного мозга.
- Синдром —совокупность симптомов, вызванных нарушением определенного фактора.
- Проблема.
Часто приходится видеть родителей, которые приводят детей младшего дошкольного и школьного возраста к специалисту, испытывающие те или иные трудности. Жалобы на поведение ребёнка в детском саду или в школе. Трудности обучения, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики.
Различные виды невротических реакций: нарушение сна, страхи, тики, энурез, заикание, тревожность. Эмоциональная неустойчивость, сложность в общении со взрослыми и детьми в коллективе, им свойственная быстра смена настроения (раздражительность, импульсивность, плаксивость).
Дети бесцельно активны, испытывают затруднения, если надо сосредоточиться на задании, часто отвлекаются.
В школе ребята могут трудно поддаваться обучению: чтению, письму, счёту. Например, недостаточно различают близкие по написанию буквы «п» и «т», «и» и «у», «б» и «д», не пишет с «красной строки», «залезает» на поля, не может запомнить сколько клеточек надо отступить, детям сложно приступить к выполнению домашнего задания.
Перечисленные трудности прослеживаются у детей с нормальным интеллектом. При анализе динамики развития детей, при изучении медицинских карт замечены проблемы беременности и родов у их мам. Например, асфиксия, скоротечные роды и т.д.
Во младенческом возрасте, в периоде развития от 0 до года дети могут непоследовательно проходить стадии моторного развития ( пропуск момента ползания, гуления и лепета).
Коррекция.
Вашему вниманию, уважаемые родители, представляем информацию о помощи детям с перечисленными проблемами. МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА. ( А.В Семенович, Б.А.Архипов)
Метод, позволяющий в специально организованном двигательном процессе, основанном на телесно – ориентированных упражнениях, ребёнку пройти все стадии сенсомотроного развития, которые он должен бы пройти в период от рождения до года. Наряду с телесными методами используем и когнитивные.
В процессе занятий у ребёнка формируются основные, базовые функции для концентрации внимания, памяти, мышления, речи, овладения навыками управления собственным поведением. Активизируем ребёнку психическую активность, воздействуем на энергетический потенциал. В процессе занятий у детей формируются нужные мозговые связи, на которых основывается, например, письмо, чтении и счёт.
- Методика представляет собой трёхуровневую систему:
- 1. Уровень активизации, энергоснабжения и становления кинестетического баланса психических процессов;
- 2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром;
3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующих функций психомоторных процессов.
Обязательным условием успешности являются занятия со специалистом 2 раза в неделю и отработка домашних заданий.
Первый, сенсомоторный, курс занятий рассчитан от 6 месяцев до года. Ребёнок проходит стадии развития лёжа, сидя, стоя. На каждом занятии основными составляющими являются упражнения: ДЫХАНИЕ, ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ, РАСТЯЖКИ, УПРАЖНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА (ПОЛЗАНИЕ).
Дыхание.
Дыхание — одна из самых важных функций организма и только в редких случаях человек способен управлять им по собственному желанию. Дыхание оказывает релаксирующую функцию, способствует концентрации внимания. Оно отражает эмоциональное состояние, с помощью дыхания можно не просто следить за своими эмоциями, но и управлять ими.
Современные дети чаще время проводят за компьютером, это не требует активного включения волевых усилий, как при письме, счёте. Ребёнок дышит и не о чём не задумывается.
Например, ребёнок на занятиях в школе во время выполнения трудного задания начинает волноваться и задерживать дыхание. Сбой в дыхании влияет на обделение кислородом головного мозга, т.к. не выстроено правильное дыхание и синхронизация дыхания с движением.
Коррекция.
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, также в комплексе с различными движениями. Это способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости и улучшению общего состояния ребёнка. Дыхание способствует обильному насыщению кислородом головного мозга.
В начале курса по сенсомоторной коррекции уделяется большое внимание выработке правильного дыхание для оптимизации кровообращения, вентиляции лёгких и улучшению самочувствия. Дыхательные упражнение состоят из ритмов, которые подчиняются сознательной и активной регуляции со стороны человека.
Научив детей контролировать дыхание, можно включить функции произвольной регуляции у ребёнка. Так, дети постепенно переносят усвоенные правила дыхания на правила в жизни. Детям проще контролировать своё поведение и эмоциональные реакции.
Это происходит не сразу, но базой для осознания ребёнка своих ощущений и состояния закладывается в правильном дыхании.
Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию происходит через включение дыхательных упражнений в двигательные упражнения.
Ребёнок учиться регулировать своё дыхание, делая его на разный счёт, с задержкой, подъёмом одноимённый и разноимённых рук и ног на вдохе и на выдохе. Под контролем взрослого и самостоятельно.
Глазодвигательные упражнения.
Часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Ребёнок видит, что находится перед ним. Остальные предметы ребёнок замечает с помощью поворота головы, в познавательной деятельности это приводит к быстрому утомлению. Сведение глаз к переносице, слежение за предметом в горизонтальной и вертикальной плоскости становится трудновыполнимо для детей.
К 3 годам ребёнку надо освоить навык оценивать пространство на 180 градусов по вертикали и горизонтали, отслеживая его без поворота головы. Движения слежения глазами за предметом должны автоматизироваться у ребёнка к 3 месяцам.
При фрагментарности зрительного восприятия страдают и другие сферы познавательной деятельности, например речь. Если ребёнок видит фрагментарно, то он будет слышать фрагментарно.
Фраза учителя будет услышана не полностью.
« Зимой во время оттепели снег превратился в лужи» , — а ребёнок услышит либо «лужи», либо «во время оттепель», а что было в предложении до или перед не воспринял, ребёнок додумывать то, чего учитель не говорил.
У детей при письме, чтении и речи прослеживаются одновременные движения разных частей тела: крутиться или высовывается язык, ребёнок перебирает предметы руками, раскачивается всем телом, качает или дёргает ногой – это называется неадекватная синкинезия. Ребёнок компенсирует трудности концентрации внимания, что является очень энергозатратным процессом.
Синкинезия – это содружественное движение. Адекватная синкинезия проявляется во время ходьбы, одновременное движение руки и ноги.
Коррекция.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Упражнения слежения за предметом помогают разбить патологические синкинезии, которые во младенчестве были выгодны ребёнку, а теперь мешают. Выполняется в положениях лёжа, сидя и стоя.
В комплекс включены упражнения на отслеживание за предметом на разных уровнях. Направление право – лево, верх – низ, к переносице ( сведение глаз к центру) и от переносицы. По 4 ём вспомогательным диагональным направлениям. Используются для отработки внимания яркие предметы или ручки с ярким кончиком.
Во время усвоения упражнений ребёнком добавляются движения языка. Упражнения выполняются сначала отдельно глазами, потом глаза и язык вместе и врозь. Желательно добавить дыхательные упражнения. Сведение глаз к переносице получается не сразу, чаще когда ребёнок выполняет упражнения стоя.
Растяжки.
Растяжки – система специальных упражнений, основанных на естественных движениях. В мышцах должно быть ощущения мягкого растягивания, делать медленно не рывками, в щадящем режиме. Выполнение растяжек способствует преодолению мышечного пониженного или повышенного тонуса, зажимов; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса, повышение мышечной активности.
Осознание собственного желания, сильнее потянуть, помогает в становлении саморегуляции. Развитие способности к расслаблению, релаксации решает задачу умения контролировать свой тонус. Комплекс упражнений позволяет научить ребёнка чувствовать и перераспределять напряжение и снимать его.
Любое отклонение в мышечном тонусе может стать причиной изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребёнка.
Диагональное, перекрещивание конечностей при растягивании выравнивает тонус обеих половин туловища, происходит правильная выработка двигательного стереотипа (снижение неадекватных синкенезий).
Упражнения способствуют регуляции вегетативной структуры нервной системы, это актуально, например, для детей с перенатальной энцефалопатией, коррекция патологических изменений, создаётся фундамент активной мышечной деятельности.
Оптимизация работоспособности. Растяжки подготавливают ребёнка к этапу ползания и ходьбы.
Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела. Упражнения выполняются в 3 ёх пространственных направлениях. Осваивается положение лёжа, сидя и стоя.
Источник: https://megapredmet.ru/1-10100
Лучшие упражнения для тренировки глазодвигательных мышц
Экология жизни. Здоровье: Полностью этот комплекс упражнений следует выполнять 2 раза в день — утром и вечером, а днем достаточно выполнять только основную часть. Обязательно выполняйте упражнения на пустой желудок, так как больший эффект достигается, когда кровь «голодная».
Полностью этот комплекс упражнений следует выполнять 2 раза в день — утром и вечером, а днем достаточно выполнять только основную часть. Обязательно выполняйте упражнения на пустой желудок, так как больший эффект достигается, когда кровь «голодная».
Читайте также: Альтернирующее косоглазие - что это, причины и лечение
Перед упражнениями быстро поморгайте легко, без зажмуривания секунды три. Моргание — расслабляет глаза. Когда из-за усталости глаз зрение немного ухудшается, то морганием можно расслабить глаза, и они станут видеть гораздо лучше. Обязательно поморгайте также после каждого упражнения!
Упражнения выполняются без очков. Лицо неподвижно, двигаются одни глаза. Делаются упражнения медленно, без напряжения, в спокойном темпе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Двигайте глазами максимально ВВЕРХ-ВНИЗ. Одно движение влево-вправо считается за один раз. 8-10 раз.
2. Поворачивайте глаза максимально ВЛЕВО-ВПРАВО. Один поворот влево-вправо считается за один раз. 8-10 раз.
3. Движения глаз максимально ПО ДИАГОНАЛИ. Двигайте глаза из правого верхнего угла в левый нижний 8-10 раз. Поморгали, и повторите в направлении из левого верхнего угла в правый нижний опять 8-10 раз.
4. Рисуем глазами ПРЯМОУГОЛЬНИК. Смотрим в левый верхний угол, потом в правый верхний, в правый нижний и левый нижний. Один прямоугольник считается за один раз. Поморгали. И в другую сторону. В каждую сторону 4-5 раз.
5. Рисуем БАНТИК. Смотрим в левый верхний угол, правый нижний, правый верхний, левый нижний, и опять левый верхний… 4 угла — это один раз. Выполните это упражнение 4-5 раз.
6. Рисуем ВОСЬМЕРКУ. Смотрим в левый верхний угол, правый верхний, левый нижний, правый нижний, и опять левый верхний… 4 угла — это один раз. 4-5 раз.
7. Рисуйте глазами круг, ЦИФЕРБЛАТ. Смотрите в самый верх и постепенно вращайте глаза по часовой стрелке. Один круг — это один раз. Поморгали. И против часовой стрелки. По 5-8 раз в каждую сторону.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
8. ЗМЕЙКА. Рисуете 7 диагональных отрезков слева-направо. Поморгали. И потом обратно. Одного раза достаточно.
9. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СПИРАЛЬ. Представляете перед собой бревно и наматываете на него своим пальцем «проволоку», следя за движением пальца, как и во всех упражнениях. Делаете 5 витков слева-направо. Поморгали, и сделайте справа-налево.
10. ВЕРТИКАЛЬНАЯ СПИРАЛЬ. То же самое что в 9-ом упражнении. Только по вертикали: виток на уровне живота, на уровне груди, на уровне носа, на уровне волос и последний виток над головой (всего пять). Поморгали. И делайте в обратном порядке сверху вниз.
11. СПИРАЛЬ. Из центра начинаете делать витки, постепенно увеличивая их диаметр. Последний виток должен охватывать все поле зрения ваших глаз. Всего 5 витков. Поморгали. И теперь наоборот, скручивайте спираль, тоже в 5 витков.
12. ЭКВАТОР. Рисуете круг в горизонтальной плоскости, на уровне своего носа. Так чтобы дальняя точка была на вытянутую руку, а ближняя почти касалась носа. По 8 раз в одну и другую сторону, с морганием в промежутке.
13. Раздвигание ПАЛЬЦЕВ В СТОРОНЫ. Соедините два пальца вместе, смотрите на них. Теперь раздвиньте их примерно на 5 сантиметров, пытаясь при этом смотреть на оба глаза одновременно.
И, фиксируя взгляд на них, сдвигайте пальцы обратно. Задержка в разных положениях примерно на 1 секунду.
Не обязательно видеть оба пальца четко, показателем правильно выполняемого упражнения будет раздваивание картинки на заднем плане. Выполнить упражнение 8 раз.
14. То же что и в 13-ом, только раздвигайте ПАЛЬЦЫ ПО ДИАГОНАЛИ, сначала 8 раз в одной диагонали. Потом поморгали и 8 раз в другой.
15. Как в 13 упражнении, только раздвигайте ПАЛЬЦЫ ПО ВЕРТИКАЛИ 8 раз.
16. Рисуйте ПАЛЬЦАМИ маленькие КРУГИ, сначала 8 раз наружу, поморгали и 8 раз вовнутрь.
После выполнения всех упражнений сделайте обязательно ПАЛЬМИНГ.
Для наглядности посмотрите иллюстративную демонстрацию упражнений:
- ВНИМАНИЕ!
Упражнения этого комплекса не рекомендуется делать много за один раз, так как может появиться боль в глазах, и в связи с этим возникнуть временные неудобства. А это помешает систематическому выполнению упражнений. Делайте упражнения по 4 повторения, если через 3 дня глаза не будут болеть, то можете увеличить количество повторений, постепенно дойдя до 10 раз (нет смысла делать больше).
Источник: https://econet.ru/articles/125496-luchshie-uprazhneniya-dlya-trenirovki-glazodvigatelnyh-myshts
Глазодвигательные упражнения
1) Здороваемся глазамиИнструкция: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча — глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- 2) Жмурки
- 3) Хлопки
- 4) Карандаш
- 5) Оса
- 6) Волшебный лабиринт — нужен макет лабиринта
ИП — стоя, руки на поясе. ребенок широко открывает глаза на пару секунд, затем сильно их зажмуривает и моргает ими несколько раз.ИП — стоя, одна рука на поясе.
Ребенок пытается ударить своей ладонью о ладонь взрослого (сделать хлопок), который постоянно меняет положение своей руки в пространстве. Такое упражнение проводится изолированно с каждой рукой, затем двумя вместе и поочередно.ИП — стоя, одна рука на поясе.
Ребенок дотрагивается подушечкой пальца до кончика карандаша, находящегося в руках взрослого, который постоянно меняет его положение в пространстве. Упражнение начинается с работы большого пальца и заканчивается мизинцем. оно проводится каждой рукой отдельно, затем двумя вместе и поочередно.ИП — стоя, руки свободны.
ребенок отслеживает плавные движения кисти взрослого в воздухе. Его пальцы собраны в щепотку, движения сопровождаются звуком, имитирующим жужжание осы. По команде «цап» взрослый быстрым движением стремится дотронуться до ребенка («укусить»), а тот в свою очередь, оказывая сопротивление, должен перехватить руку взрослого.
jpg» src=»https://ic.pics.livejournal.com/the_gascon/12505927/31055/31055_300.jpg»Детям предлагается проследить за указкой воспитателя. Этот тренажер можно повесить на стену, а также можно поставить на уровне ребенка и предложить ему пройтись по дорожке пальцами. Такой тренажер развивает не только глазодвигательные функции, но и мелкую моторику рук.
7) Накорми животного — нужен макет
8) Маляры
Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.
Нет забавнее игры:Наши глазки – маляры.(Садятся прямо и настраиваются.)Мы заборы красимВверх – вниз – раз,Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).Наши глазки молодцы,Работают в согласии.
- (Легко моргают.)
- 9) «Ходики»
Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз.
Тик-так! ХодикиРаботают исправно(дети садятся прямо и настраиваются):Влево – вправо – раз,Влево – вправо – два (и так до 8 раз),Полезно и забавно!
(Легко моргают.)
Источник: https://the-gascon.livejournal.com/289679
Глазодвигательные упражнения для учащихся
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖЕНИЯ
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.
В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения.
Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.
В основе положительного эффекта. лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.
Глазодвигательное упражнение. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.
При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем — передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе.
Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Глазодвигательное упражнение. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Глазодвигательное упражнение. Голова фиксирована. Выполнять движения глаз по траектории лежащей восьмерки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:
- глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмерки – вдох – пауза — в исходное положение – выдох – пауза,
- глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки – вдох – пауза — в исходное положение – выдох – пауза,
- глаза вправо по траектории лежащей восьмерки, язык влево – вдох – пауза — в исходное положение – выдох – пауза,
- глаза влево по траектории лежащей восьмерки, язык вправо – вдох – пауза – в исходное положение – выдох – пауза.
«Горизонтальная восьмерка». Движения глазами можно выполнять по траектории горизонтальной восьмерки. Необходимо вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз. Большим пальцем нарисовать в воздухе знак бесконечности (горизонтальную восьмерку) как можно большего размера.
Когда рука из центра этого знака пойдёт вверх, начать слежение немигающими глазами, устремлёнными на большой палец, не поворачивая головы.
Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы «заглаживая» этот участок.
Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения необходимо провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмёрки».
Усложнение. Глазами нарисуйте 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных восьмерок.
«Фигуры». Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат). Глазами нарисуйте 6 кругов (треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Цифры». Глазами напишите цифры от 0 до 9.
«Имя». Глазами напишите свое имя и фамилию.
«Пружинки». Глазами нарисуйте пружинки (вверх, вниз).
«Глазки отдыхают».
Вариант 1. Детям предлагают закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить то же движение под глазами. Помассировать брови от переносицы к вискам.
Вариант 2. Детям предлагают широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 сек. Повторить 5-6 раз. Быстро моргать в течение 1 -2 мин.
Вариант 3. Детям предлагают смотреть вдаль 30-40 сек. Перевести взгляд на палец на расстоянии 25-30 см и смотреть 3-5 сек. Повторить 3-5 раз.
«Индеец «Зоркий глаз». Детям предлагают:
— Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнение рекомендуется выполнять не только с открытыми глазами, но и с закрытыми.
Читайте также: Optoclean - обзор глазных капель, отзывы
— Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко соответствующего глаза и подержите 1-2 сек. Повторите 3-5 раз.
— Вытяните руки вперед, смотрите на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него взгляда. Повторите 3-4 раза.
— Отведите полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигайте игрушку справа налево и следите за ней глазами, верните игрушку в исходное положение. Повторите 4-5 раз. Выполните упражнение для левой руки.
— Поверните голову назад и постарайтесь увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполните упражнение 2-3 раза для правой и для левой стороны.
— Возьмите мяч в руки. Поднимите мяч перед глазами, широко откройте глаза, посмотрите на мяч. Опустите мяч. Поднесите мяч к носу. Отведите в исходное положение. Следите глазами за мячом. Повторите 4-5 раз.
— Вытяните руки с мячом вперед. Раскачивайте руки влево, вправо и следите глазами за мячом. Повторите 5-8 раз.
— Похлопайте веками, представьте, что это крылья бабочки. Продолжайте хлопать, начиная рисовать руками зеркально-симметричные узоры. Смотрите на руки, потом сквозь них.
— Закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, как будто ловите солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
— Сложите руки вместе перед лицом. Моргните и посмотрите на ладони. Пусть глаза несколько раз «обойдут» руки. Повторите в другую сторону. Отдохните. Затем моргайте и смотрите только на одну ладонь, затем на другую. Теперь глазами «копайте» пространство слева, потом справа, затем внизу.
Источник: https://infourok.ru/glazodvigatelnye_uprazhneniya_dlya_uchaschihsya-180855.htm
Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте
Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.
Нейропсихологическая коррекция — что это такое
Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.
Физическое развитие малыша
Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.
Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.
Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:
- имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
- логопедические нарушения, задержка речи;
- нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
- проблемы общения;
- заторможенность или гиперактивность;
- низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
- проблемы с освоением письма, чтения, счета.
К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.
Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:
- зеркально пишет;
- пропускает буквы;
- переставляет части слов при письме;
- имеет проблемы с переключением;
- плохо концентрирует внимание;
- не любит рисовать;
- запинается, быстро утомляется;
- присутствуют тики или навязчивые движения;
- рассеян;
- имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
- мало ползал.
Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:
- задержки речевого развития, недоразвитость речи;
- задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
- гиперактивность и дефицит внимания;
- аутизм;
- минимальные мозговые функции;
- недоразвитость мозгового тела;
- эмоциональные и умственные нарушения.
Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.
Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте
В детском возрасте применяют две методики коррекции:
- двигательную;
- когнитивную.
Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.
Математические задания в старших группах детского сада
Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.
Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.
Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого.
Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления.
Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.
Нейрокоррекция для детей: упражнения дома для начинающих в зависимости от возраста
Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.
Обратите внимание! По этой теме было написано немало интересных книг. Одна из наиболее качественных — практическое пособие В. С. Колганова и Е. В. Пивоварова.
Полезные пособия для начинающих
По следующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения ее представлены ниже.
Обратите внимание! Количество заданий, которые можно использовать, достаточно большое.
«Речка-берег»
Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.
- Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
- Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
- В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
- Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.
Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.
«Мама-робот»
Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.
- Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
- Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.
Все о познавательном развитии в ДОУ
Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.
Дочь рассказывает маме как печь пирог
Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.
Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.
«Муха»
Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.
После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.
Игра для развития внимания «Корректор»
В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.
Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.
Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.
Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/uprazhneniya-dlya-nejropsihologicheskoj-korrektsii-v-detskom-vozraste
Преодолеем вместе
Раньше считали, что у детей со зрительными нарушениями зрение развивается и без тренировки на столько, на сколько оно может развиться у данного ребенка. Теперь известно, что зрение – это функция организма, поддающаяся обучению, и что оно может быть улучшено с помощью тренировки.
Дети с ослабленным зрением, как и нормально видящие дети, должны научиться аккомодировать (аккомодация и конвергенция – поворот глаз внутри при рассматривании близких предметов – это тесно связанные функции). Все эти функции необходимы, для того чтобы получить на сетчатке четкое изображение и обеспечить слияние изображений от двух сетчаток в глаз.
У нормально видящего младенца время от времени на сетчатке возникает четкое изображение. Его нормальные зрительные пути передают это изображение в мозг. Ребенок получает удовольствие от четкого изображения, и постепенно функция становится автоматической.
Дети с нормальным зрением и дети с нарушением зрения могут иметь одни и те же нейронные механизмы, необходимые для фокусировки изображения и удержания получающихся картинок на соответственных областях сетчаток обоих глаз.
Однако, у детей с нарушением зрения на уровне сетчатки изображение получается не четким или зрительные пути не правильно передают изображение в высшие отделы мозга. Таким образом, ребенок не может научиться точной аккомодации.
Часто координация глазодвигательных мышц не столь точна, как у нормально видящих детей и развивается нистагм (непроизвольные быстрые движения глазных яблок, которые могут быть горизонтальными, вертикальными, вращательными или комбинированными).
Читайте также: Зрение минус 5 - что это значит, как видит человек, как восстановить зрение
В этом случае у ребенка отмечаются не только первичные сенсорные ухудшения зрения, но и несовершенная глазодвигательная функция.
Тренировка зрения – это неотъемлемая часть ранней абилитации. Главная цель – помочь ребенку как можно эффективнее использовать зрение, поскольку даже слабое зрение очень важно для обучения.
Ребенок с нарушенным зрением или с задержкой развития нуждается в усиленной стимуляции и игровой терапии, адекватной его способностям.
В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.
- Как же можно помочь формирующему детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша.
- Превратите гимнастику для глаз в ежедневную, увлекательную игру.
- Методические приемы и глазодвигательная гимнастика.
- I ЭТАП: Глазной профилактический комплекс.
ЦЕЛЬ: Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов.
Укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре.
Повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
- Описание упражнений:
- I I – ЭТАП.
- Наши глазки отдохнут.
- Комплекс простых упражнений отлично формирует глазную мышцу, предотвращает ее спазмы.
- Описание упражнений:
- I I ЭТАП Гимнастика для глаз.
- Описание упражнений:
Источник: https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/glazodvigatelnaya-gimnastika-dlya-detej-s-narusheniyami-zreniya/
Нейропсихологическая (сенсомоторная) коррекция. Упражнения для детей
Одним из наиболее распространенных направлений в нейропсихологической коррекции для детей является сенсомоторная коррекция.
Основные блоки упражнений — дыхательные, глазодвигательные упражнения, растяжки и так называемые «ползания». Ниже рассмотрим их подробнее.
Другие блоки упражнений включаются в сенсомоторную коррекцию при необходимости и зачастую требуют меньшей проработки.
Дыхательные упражнения
В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке у ребенка правильного дыхания, которое будет оптимизировать газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, осуществлять массаж органов брюшной полости и способствовать общему оздоровлению, улучшению самочувствия, концентрации внимания у ребенка и снижению напряжения.
Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека.
Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя.
Универсальным в нейропсихологии является обучение детей четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек.
- Исходное положение (И.п.) — лежа на спине. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2—5 сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать — плавно, избегая толчков.
- И.п. — лежа на спине. По инструкции нейропсихолога или взрослого ребенок начинает выполнять упражнение — медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.
- И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант: руки вытянуты вперед и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо.
«Растяжки»
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач в нейропсихологической коррекции 1-го уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.
Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.
Выполнение растяжек способствует преодолению у детей разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
Когда нейропсихолог, помогая ребенку, делает ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.
- «Линейные растяжки». Ребенок (сначала с вашей помощью) растягивает все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем — только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом — только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите его о том, вытянулась ли его спина, руки и ноги.
- «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу.
- «Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу. Со вдохом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом — зашипеть; подбородок — к груди, спина выгибается вверх.
Глазодвигательные упражнения
Слежение глазами идет за предметом, расположенным 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях.
При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При выполнении упражнений голова у ребенка всегда фиксирована. Для привлечения внимания детей используются яркие предметы, маленькие игрушки и т.д.
Вначале он следит за предметом, перемещаемым взрослым, затем — за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, а затем обеими руками вместе.
Во время упражнений нейропсихолог или родители должны следить за плавностью движения взгляда ребенка и стабильным удержанием его на предмете.
Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям — вверх, вниз, направо, налево — и четырем вспомогательным: по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.
Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («Ползание»)
На формирование одновременной и реципрокной координации у детей оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.
Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кистях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных — разноименных — руки и ноги.
При этом в начале нейропсихологической коррекции в упражнениях руки у ребенка располагаются параллельно друг другу, затем — позже — перекрещиваются, то есть при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, а левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.
На завершающем этапе сенсомоторной коррекции данные упражнения выполняются с передвижением ребенка с поднятым корпусом на коленях и на ногах у стены с добавлением движений руками.
Источник: Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
Источник: http://mindyourmind.ru/?p=80
Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения
Далеко-близко
Посмотрим вдаль, а потом на кончик носа. Опять вдаль – и на переносицу. Вдаль – и на межбровное пространство. Вдаль – и на темечко.
И снова: вдаль – и на межбровье. Вдаль – на переносицу. Вдаль – на кончик носа. Сильно зажмуримся, освободим глаза. Поморгаем, помигаем.
Поле зрения
Исходное положение: вытяни перед собой руки, согни пальцы. Выпрями указательные пальцы на обеих руках. За пальцем правой руки следит правый глаз, за пальцем левой руки – левый.
Разведи пальцы в стороны максимально, пока оба пальца видны. Сведи. Перекрести руки. Теперь палец правой руки – слева, а палец левой руки – справа. Снова вернись в исходное положение.
Вверх-вниз. Правый палец пошел вверх, левый – вниз. Вернемся в исходное положение.
По диагонали. Правый палец отправляем в правый верхний угол, левый – в левый нижний. Не забываем, что глазки все время смотрят за своими пальчиками. Сводим пальцы навстречу друг другу, меняем их местами и возвращаемся в исходное положение. Повторяем то же, но правый палец отправляем в правый нижний угол, а левый – в левый верхний.
Вращение. Пальцы – вновь перед глазами. Разведем их. Вращаем пальцы: левый палец – по часовой стрелке, правый – против. Внимательно следим каждым глазом за своим пальцем, не сбиваемся.
Следующие упражнения выполняются «под пальмингом», то есть под ладошками. Перед каждым новым упражнением не забывай, соратник, смотреть на таблички, чтобы отследить динамику улучшения зрения и определить, какое упражнение лучше восстанавливает твои глазки. Мы же разные все.
Итак, выполняем пальминг, добиваемся черноты. Полная, кромешная, абсолютная чернота перед глазами. Совершенная, глубокая чернота. Чем чернее наша чернота, тем спокойнее наша психика.
Некоторые говорят, что их раздражает черный цвет. Тогда вспомни свой любимый цвет. В том цвете, что именно сейчас ярко возник перед глазами, мысленно «прополощем» глазки. Помигаем в этом цвете.
Вспомним самое приятное событие в жизни. Это может быть встреча с любимым, отдых на морском бережке, поход за грибами, выезд на пикник. «Проиграем» его мысленно.
Поработаем «под пальмингом». Глазки смотрят вверх, вниз, влево, вправо. Повторим 3 раза. Крепко зажмуримся, освободим глаза. И еще 3 раза.
А теперь отправим глаза в правый верхний угол воображаемого квадрата, в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Повторим трижды. Зажмуримся. И еще раз повторим упражнение трижды. Помигаем 10 раз.
Круги
Представим, что мы находимся в центре большого круга. Посмотрим на обод этого круга: вверх, вправо, вниз, влево.
Повторим 10 раз. Теперь смотрим в обратной последовательности. Повторим 10 раз. Зажмуримся. Помигаем.
Мысленно повернем круг таким образом, чтобы обод воображаемого колеса был перед глазами. Работаем в этой плоскости.
Смотрим вперед, вверх, назад, вниз. Теперь повторим 3 раза. Смотрим в обратной последовательности. Повторим 3 раза. Зажмуримся.
Следующая глава
Источник: https://med.wikireading.ru/29622